Главная » Статьи » Современные стили хатха йоги  

Телефоны

Гороховая
+7 (812) 920-41-08

Каменноостровский
+7 (812) 920-51-08

Комендантский
+7 (812) 921-71-08



Методики

Решив найти занятия йогой в Санкт-Петербурге , полазив по нескольким сайтам вы видите в расписаниях школ йоги много разных направлений. Практически же все эти уроки являются выполнением асан (поз) хатха йоги в том или ином режиме. Названия Аштанга Виньяса Йога, Йога Айенгара, Йога 23 и т.д. -  это, говоря современным языком, бренды обозначающие конкретную методику выполнения асан, разработанную тем или иным автором – преподавателем (известным в большей, или меньшей степени).

Некоторые из таких методик за несколько десятков лет получили распространение по всему миру и преподаются тысячами инструкторов прошедших обучение и получивших сертификаты от носителей бренда , некоторые существуют локально и преподаются несколькими преподавателями, а то и только самим автором. Многие же не хотят себя ограничивать рамками какого либо известного стиля и используют в своих занятиях одновременно как методики нескольких известных авторов, так и свои собственные разработки на основе практического опыта и теоретических знаний в области анатомии и т.д. , но в то же время , по крайней мере пока, не готовы присваивать ей какое ни будь уникальное название и в расписании такие занятия называются как правило хатха йогой, а иногда и просто «йога для начинающих».

Так же вы можете встретить в расписании занятия представляющие из себя специальные комплексы асан разработанные как терапевтическое средство для конкретных органов и систем организма (например йога для позвоночника),  комплексы для людей определённого возраста , состояния организма (йога для пожилых, для беременных).

Все вышеупомянутое, представляет собой в той или иной степени изменённое, модифицированное в ту ил иную сторону наследие хатха йоги - асаны. Именно их вы увидите на иллюстрациях в очередной глянцевой брошюре с название вроде "упражнений йогой для начинающих".

Почему именно хатха йоги?

Да потому, что никакие другие виды йоги использующие такие асаны и в таком ключе , как все вышеупомянутые современные школы йоги по крайней мере письменно не упоминались до собственно появления этих самых современных школ. Асаны описанные в Йога Сутрах Патанджали представляют собой сидячие позы для пранаямы и психотехник – такие как падмасана, сиддхасана и т.д. У этих поз, задача одна - придать телу неподвижное и удобное вертикальное положение на пару, другую часов. А асаны которые оказывают активное воздействие на мышцы, кровообращение, внутренние органы и т.д. мы встречаем только в первоисточниках хатха йоги - например Пасчимотанасана, Дханурасана, Шалабхасана, Маюрасана, Матсьендрасана. Именно там мы прочитаем о целях выполнения асан, которые вполне соответствуют их современному использованию - "В первую очередь необходимо практиковать Асаны, которые придают твердость и легкость и освобождают от болезней". ХЙП .19. Но, следуя стремлению дать полное представление о хатха йоге, необходимо заметить, что хотя все направления йоги представленные в современных студиях являются в той или иной степени производными хатха йоги, но поставить знак равенства с между ними и хатха йогой описываемой в древних первоисточниках нельзя. Дело в том, что асаны, собственно из выполнения которых и состоят по большей части занятия йогой популярные среди жителей современных мегаполисов, это всего лишь одна из составляющих ( далеко не самая большая) хатха йоги в её традиционном понимании.

Достаточно хотя бы взглянуть на оглавление уже упомянутого трактата «Хатха Йога Прадипика»,

который состоит состоит из 4 –х разделов :

  • Асана
  • Пранаяма
  • Мудры
  • Самадхи

Ознакомление с ними даёт хотя бы приблизительное представление о роли и месте асан в хатха йоге. Ещё важно отметить, что цели хатха йоги древней и её современных производных весьма различны, ведь нет каких либо древних первоисточников на тему «упражнения йоги для для укрепления здоровья» , «упражнения йогой от болей в пояснице», или «комплекс йоги для похудения» Оздоровительные эффекты асан и пранаям указаны во многих трактатах хатха йоги, но это никогда не позиционировалось как конечная цель, например в последней части ХЙП мы читаем:

4.106. Йогин, свободный от всех мыслей и всех состояний, становится освобожденным.

4.107. Он не подвластен смерти, Карме, не подвластен никакому воздействию этот йогин, достигший Самадхи.

А в тексте «Йога Биджа» авторство которого приписывается Горакше(легендарный древний основоположник хатха йоги ,ученик ещё более легендарного Матсьендра Натха) мы можем прочесть и такое:

49. Все обусловлены телом, йогины же подчиняют его себе. Как на них могут влиять плоды удовольствия или страдания?

50. [Йогин] контролирует органы чувств, ум, разум, желания, гнев и пр. Все он подчинил себе - что может ему повредить?

51. Великие элементы проявляются по очереди, и образованное семью дхату тело постепенно обжигается в огне йоги.

52. Даже боги не обретают йогическое тело, обладающее великой силой. Оно, высшее, свободно от разрушения и связанности, обладает различными силами.

53. Это тело подобно пространству, и даже чище, чем пространство. Это тело тоньше тонкого, грубее грубого и инертнее инертного.

54. Владыка йоги играет в трех мирах согласно своей воле, независимый, свободный от старости, бессмертный.

55. Такой йогин, контролирующий свои индрии, может принимать различные облики, а потом разрушать их по своему желанию.

56. О луноликая Богиня, ты спрашиваешь, может ли он умереть. Благодаря силе йоги он никогда не вкусит смерти!

57. Он уже умер, а для мертвого какая может быть смерть? Там, где для всех прочих - смерть, там йогин живет, о моя Подруга!

58. Там же, где живут глупцы, йогин всегда мертв. Для него нет ничего, что было бы необходимо делать, и он не запятнывается последствиями своих действий.

59. Он свободен при жизни, всегда укоренен в себе, лишен каких-либо недостатков.

60. Обладатели неблагого плотского тела, [пусть даже] отреченные и джнянины, в конце жизни неизбежно оказываются побеждены телом. Как они могут сравниться с йогином?"

Но не только масштаб целей отличает древнюю хатха йогу от современных классов йога центров, но и обязательность выполнения всех предписаний по образу жизни, диете(вегетарианство) и т.д. образ жизни традиционного йогина подразумевает то, что практика йоги занимает у него время вполне сопоставимое с 8-ми часовым рабочим днём и к тому же без выходных. Это самая важная часть его жизни, всё подстраивается так, что бы можно было максимум времени и сил посвятить практике. Всё что мешает – отметается в сторону. Как вы понимаете это совсем не уроки йоги 2-3 раза в неделю, по полтора часа Кроме того , (как в общем то уже понятно из целей) традиционная хатха йога в полной версии неотделима от соответствующего мировоззрения и подразумевает ежедневное штудирование соответствующих первоисточников.
Как же возникли современные школы хатха йоги ? В начале 20-го века такие выдающиеся деятели своего времени, как например Кришнамачарья( наследием которого являются в той или иной степени практически все наиболее популярные направления и их производные) практически вычленили из традиционной системы её наиболее доступную и утилитарно применимую компоненту – асаны и сделали на её основе мощные системы физического развития, которые конечно несут на себе отпечаток аутентичности и даже иногда делают реверансы в сторону индийской философии ,но по сути имеют такое же к ней отношение как занятия ушу к буддизму.

Краткое резюме вышеизложенного:

  1. Практически всё, что сейчас преподаётся в современных йога студиях под названием с при ставкой « йога» - представляет собой асаны хатха йоги – разница в названиях обусловлена особенностями методик их выполнения и преподавания.
  2. Асаны хатха йоги -это позы - упражнения ( статические, но во многих стилях соединяются между собой движениями – виньясами) Правильным образом объединённые в сбалансированные последовательности представляют собой очень мощное средство для укрепления здоровья , снятия стресса, улучшения работоспособности (в том числе умственной) . Их применение не требует принятия какого либо мировоззрения, каких либо диетических ограничений и т.д. В тоже время они могут быть хорошей подготовкой для более сложных практик хатха йоги, практик работы с сознанием и т.д.
  3. Традиционная хатха йога это многокомпонентная система саморазвития ( асаны являются всего лишь одной из её составляющих) . Цели этой системы простираются значительно дальше , чем здоровье , неотделимы от соответствующего мировоззрения , образа жизни и т.д.
Поделиться:  

 

Powered by Zoon
Яндекс.Метрика
ashtangayogacentre108@gmail.com
© 2002-2019 Ashtanga Yoga Center (St. Petersburg) | web-developement by Sagi Ermolaeva